Лето – традиционно спокойное время для кинематографа. Конечно, копошатся бесчисленные агенты и продюсеры, заключая контакты впрок, а на съемочных площадках буйствуют режиссеры, завершая очередной блокбастер, но простому зрителю смотреть нечего. И вот, наконец, она, долгожданная премьера «Начала» за авторством Кристофера Нолана с Леонардо ДиКаприо в главной роли. Такой проект просто не может ни привлечь внимания. Что же за зверя на потеху публике привел кудесник «Престижа» Нолан.

Начнем с деталей. Спецэффекты мало кого оставят равнодушными. Город, эта массивная громада, представляется на экране легко податливой тканью. Улицы на глазах зрителя начинают, словно живые, двигаться, к примеру, искривляясь под прямым углом и устремляясь ввысь. Зрелище неописуемое… Однако самые зрелищные и дорогие спецэффекты по большей части лишь мишура, красиво смотрится, но и без нее все хорошо.

Операторская работа нареканий не вызывает, сцена полета в невесомости (реверанс в сторону «Матрицы») снята одновременно потешно, и завораживающе.

Композитор, естественно, работал в поте лица, но запомниться зрителю только песня Эдит Пиаф, журчащая на заднем плане, предвещая беду.

Перейдем к самому «вкусному» – сюжету. Кристоферу Нолану свойственно сплетать необычайно красивый, витиеватый сюжет. Это и «Помни», и уже упомянутый «Престиж, и «Темный рыцарь». Не изменяет Нолан себе и в «Начале». Главный герой , Кобб – высококлассный вор, специализирующийся на кражах секретов …из снов. Однажды его нанимают для очень сложного, но очень оплачиваемого задания, ему нужно не украсть, а поместить мысль в разум человека…

Первая часть фильма любой авантюрно-приключенческий боевик. Кобб путешествует по миру, убегая от старых недругов, попутно собирая команду для нового задания. Если бы манера съемки и спецэффекты, а также приосанившийся и возмужавший ДиКаприо, могло бы показаться, что «Начало» - очередной клон «Индианы Джонса» Вторая часть фильма ближе к криминальной авантюре в духе «… друзей Оушена» Нам показывают курс молодого бойца студентки-отличницы Ариадны (Эллен Пейдж), попутно рассказывая основ мира «Начала» Далее в жизнь претворяется хитроумный, многоступенчатый план по внедрению мысли. Однако все это в декорациях путешествий по снам жутко напоминает недавний «Остров проклятых» Скорсезе.

Во-первых, ДиКаприо, жаловавшийся на амплуа ловеласа и прекрасно сыграв совсем другую роль у Скорсезе, дал повод ожидать новых откровений своего таланта. Ан, нет его герой из «Острова проклятых» Тэдд Дэниалс, прямо брат-близнец Кобба из «Начала». Оба вдовцы, потерявшие детей, с серьезными психологическими проблемами, при этом у обоих эти проблемы принимают облик покончившей с собой жены. Другой образ преследующий Кобба-Дэниэлса – дети. В кошмары, во сны, даже в реальность (галлюцинациями) проникают фантомы детей Дениэлса. Дети же Кобба путешествуют за отцом из одного сна в другой. Героев ДиКаприо сближают ни столько расстройства психикиили безвременно ушедшие жены, а именно дети, точнее отцовская любовь. Именно это чувство лежит в основе решений, принятых героями в конце их фильмов.

А что произошло? В «Острове проклятых» Тэдд Дениэлс, прошедший огонь, воду и медные трубы, осознавший свою психическую проблему, провоцирует лоботомию. С одной стороны Тэдд боится рецидива болезни, боится представлять угрозу для общества. С другой Дэниэлс искренни считает, что психов, таких как он, нужно наказывать. Но самое главное, что он хочет наказать себя за то, что не спас своих детей. Он себя так и не простил.

Кобб делает все, чтобы увидеть лица своих детей... Но об этом чуть позже.

Во-вторых, «Остров проклятых» и «Начало» играют с реальностью. Можно сказать, что «Остров проклятых» - фильм реалистичный, что только коварный Скорсезе, опираясь на лит.источник, услужливо подсовывает зрителю то одну, то другую правдоподобную галлюцинацию. С точки же зрения сюжета, разум Тедда Дениэлса, защищаясь, выстраивает столь изощренный и болезненный бред, скрываясь от смерти детей.

С «Началом» разговор сложней. Перво-наперво надо определиться, упала ли юла в конце фильма. Конечно, решать только Вам, прописной истины нет, но разве режиссер «Престижа» не позволил бы себе завернуть еще один виток сюжета? Так что будем считать, что юла вертится, а следовательно Кобб во сне, как ему и говорила жена. (Здесь можно слегка (точнее с лихвой) пофантазировать и обвинить всех героев фильма в том, что они проекции подсознания Кобба: молчаливый Артур (Гордон-Левитт) – рациональная часть, Имс (Том Харди) – импульсивная и т.д. А Ариадну так вообще обозвать, пользуясь терминологией фильма, «мистером Чарльзом» Кобба, ведь она так самоотверженна «потянула за нить», задавая Коббу неудобные вопросы)

Почему же Кобб, зная (предположим), что он во сне, не захотел просыпаться? Потому что он отец, а отец должен оставаться со своими детьми. Вот «наказание» Кобба, ему не нужна лоботомия, он приговаривает себя к жизни во сне. Кстати, (раз уж мы начали фантазировать) уверены ли мы, что в реальном мире у Кобба есть дети?

Словом сюжет в «Начале» на высоте: о нем спорят, его додумывают и развивают, а то и просто ругают. Единственный минус – он на любителя, но за это грех ругать.

В конце об игре актеров. Все выложились, если не на 100%, то очень прилично: и Гордон-Левитт, и Харди, и Пейдж, и Киллиан Мёрфи (Роберт Фишер). Пожурить, как ни странно, хочется только ДиКаприо: игра превосходна, но играть второй фильм, «не меняя шляпы»… После такой оплеухи, что Леонардо отвесил критикам и недоброжелателям, сыграв у Скорсезе, соглашаться на точно такую же… Не боится ли ДиКаприо загнать себя в новое амплуа? А злые языки тем временем утверждают: «Леонардо так сжился с Теддом Дениэлсом, что теперь ищет помощи у психологов» бУдем надеяться, что это ложь.

Многие после просмотра «Начала» уже примеривают к нему «Оскар». Фильм несомненно интересен и достоен внимания, но не слишком ли рано бросаться статуэтками?..